Национальный характер - Загадки Востока

Не скрою, когда я столкнулась с первой своей собакой породы тайский  риджбек – это была принцесса Тая, она меня удивила (а ведь я считала себя опытным собаководом со большим стажем!), и достаточно долгое время мне понадобилось на то, чтобы понять их философию (да-да, не побоюсь употребить это слово по отношению к собаке!). Я очень много ошибок совершила в процессе познавания породы – да простит меня моя милая Тая – ей пришлось вытерпеть мои, навеянные советской кинологией, достаточно жесткие методы воспитания. На какие-то моменты я реагировала абсолютно неправильно, что, естественно, продлевало нежелательное поведение собаки.

Я стала искать информацию о стране и о тайцах (и людях, и собаках).

Я часто думала о том, почему тайские риджбеки такие, какие они есть – см. цитату и главу «О породе» на моем сайте.  Что вообще формирует характер породы? Разумеется, окружение – природное и человеческое (природа, менталитет и история народа)..

В Таиланд слетать просто, но у меня были другие планы: я обязательно выберусь туда, но не валяться на пляже, хоть это и приятно, а хочу проехаться по стране в сопровождении опытного и давно живущего там человека. И такой человечек нашелся! Так что дело за малым, а пока я хочу познакомить Вас с книгой Райнера Крака «Эти поразительные таиландцы», изд. в Москве в 2005 году (Райнер Крак «Эти поразительные таиландцы», Изд. АСТ-Астрель,  М. 2005 г.). Тому, кто прочитает эту книгу или как минимум эти отрывки, легче будет понять тайцев и выстроить отношения с ними (и с людьми, и с собаками!). Автор несколько десятилетий жил и работал в Таиланде. В книге не только его впечатления, но и много примеров из тайской прессы разных периодов, а также цитаты классической книги Никола Жервеза «Естественная и политическая история Сиамского королевства, вышедшей в 1688 г., выдержки из газет и журналов Таиланда уже 20 и 21 вв.

Что неожиданного в Таиланде и тайцах?

 

Тому, кто, прилетев в Бангкок, первые дни гуляет по гигантским универмагам, освещенным неоном кварталам, по улицам, вдоль которых выстроились небоскребы, и впрямь может показаться, что он и не покидал Запада.

Настоящая таиландская культура ютится в сотнях монастырей и храмов , в деревянных лачугах, выстроившихся вдоль каналов-кхлонгов.

Первые впечатления часто бывают обманчивы, особенно в Таиланде.

Тайцы имеют «лицо» - то, что видно снаружи, однако за этим «лицом» часто скрывается нечто совсем иное. Судить о тайцах по внешнему виду – большая ошибка. Это касается и страны, и ее культуры. На первый взгляд тайцы кажутся европеизированными, но это только фасад, декорация привычной экзотики, имя которой – Таиланд. За этим фасадом, заглянуть за который не так-то просто, таится много неожиданностей.

Здесь все не так, как на Западе. Люди живут по совершенно другим правилам и имеют совершенно другие поведенческие стереотипы.

Санук, сабай и суэй – тайская жизненная философия

 

«Сиамцы по натуре не очень трудолюбивый народ. Большинство из них предпочитают покой праздности всем почестям, радостям или материальным выгодам, которые может принести работа». Никола Жервез, 1988г.

То же можно сказать и о тайских риджбеках!

Санук означает «удовольствие», сабай – «уютный, удобный, приятный», суэй – одно из самых важных слов тайского языка, оно служит для обозначения красивого, прекрасного. Ведь тайцы – отъявленные эстеты и судят о ценности предмета или человека по его внешнему виду. Чисто внешняя красота часто важнее функциональной полезности вещи или внутренних качеств человека.

Понятно, что основы тайской философии санук, сабай и суэй имеют социологические и исторические корни.  Менталитет каждого народа складывается в результате длительного развития, и в истории тайцев можно проследить целый ряд факторов, из которых сформировался этот своеобразный »легкий» образ жизни. Щедрая природа освобождала от необходимости в поте лица добывать хлеб насущный. Тяжелая работа требовалась только при сеянии риса и при сборе его скорого урожая. Между этими короткими периодами можно было беззаботно предаваться праздности. Рыбы было много, ее ловили голыми руками и пр. Может быть, другие народы использовали бы свободное время для формирования сложных научных или философских теорий, тайцы же ограничивались расслабленной жизнью в радости и веселье. Праздность сделала из них эстетов, окруживших себя для большей радости красотой. Тайцы стали талантливыми ремесленниками и художниками, доводившими свои произведения до совершенства.

Природа позволили тайцам жить в праздности, а развитие общества парализовало их активность. В обществе с самого начала существовала строгая иерархия, предоставлявшая лишь весьма ограниченные возможности для карьеры и продвижения вверх. Каждый жил на предназначенном ему месте и обязан был подчиняться вышестоящим. Поэтому тайцы и не видели смысла надрываться на работе, бесполезно было к чему-то стремиться. В результате сложилось и закрепилось представление о том, что нужно жить «здесь и сейчас», довольствоваться тем, что есть. Человек пытается извлечь лучшее из предлагаемых обстоятельств и мало беспокоиться о будущем.

Тайца можно назвать гедонистом, искателем радости, пытающимся сделать свою жизнь как можно лучше, но только здесь и сейчас. Все вокруг должно быть санук и сабай. В таком радостном мироощущении важное место занимает эстетика, красивость окружения, людей, вещей. Ведь красота связана и с ощущением комфорта – разве неприятное зрелище кого-нибудь обрадует?

В Таиланде царит настоящий культ красоты во всех ее проявлениях. Женщины носят дешевые украшения как драгоценные произведения искусства и движутся элегантно, как принцессы. Повара - мастера эстетической кулинарии. Конкурсы красоты чуть ли не ежедневно.

Жизненная философия ССС формирует, с одной стороны, на удивление веселые и уравновешенные характеры, с другой часто оборачивается поверхностностью, необязательностью, безответственностью. Некоторые прибегают к нелегальной добыче денег, расходуемых затем в радости и веселье.

Азартные игры - любимый способ попытки добыть деньги (приятно не напрягаться, но неприятно без денег). Хотя и запрещенный в Таиланде.

                                          Тайский риджбек ленив, любит комфорт и одновременно чрезвычайно азартен в получении того, что очень хочется.

Что является санук, сабай и суэй, и что нет - поможет понять тайцев

 

Еда - совершенный санук

Покупки - санук

Прогулки - не санук (очень немногие тайцы любят передвигаться на собственных ногах. Пешехода начинают подозревать в отсутствии денег или жадности.)

Светлая кожа - признак статуса. Темный цвет кожи нежелателен - свойствен крестьянам, вкалывающим на солнце.

Телевидение - очень санук, неважно, что показывают. Необременительное развлечение, а любое развлечение уже хорошо.

Глубокомысленные разговоры - не санук. Беседа должна быть непринужденной, дружеской и шутливой. Серьезные разговоры можно вести в тех странах, где не так много солнца, не так вкусна еда и вообще не так красиво. Тайцы утверждают, что от большого количества мыслей начинает болеть голова (пуат хуа). (Очевидно, мозг считается мускульным органом, который может заболеть от перенапряжения). Споров и ссор избегают, предпочитая мир. Критиковать людей или обстоятельства "уродливо", плохо подумают не о том, кого критикуют , а о самом критике.

Чтение - санук, если не очень напрягает. Любимое чтиво комиксы. Произведения мировой классики часто чи тают в адаптированной таиландской версии.

Путешествия - санук, но при определенных условиях. Тайцы охотнее путешествуют группами или семьями. Желание "посмотреть мир" до сих пор неизвестно в Таиланде, и не только по финасовым причинам. Тайцы по природе мало склонны к авантюризму и жажде открытий. Они очень привязаны к дому и патриотичны. Лучше всего для тайца не удалятся от дома дальше, чем на 100 метров. У тайцев очень сильно развито чувство семьи.

Очень любят комфорт во всех его проявлениях. Несклонны к аскезе.

Грязь считается уродливой и неприятной. Поэтому Таиланд относится к самым чистым странам Азии. С особенным вниманием здесь относятся к личной гигиене. Тайцы моются по несколько раз в день. Если кого-нибудь заметят в одной и той же одежде два дня подряд, человеку будет стыдно. Поэтому тайцам странно видеть западных путешественников в ношеной застиранной одежде. К тому же, никто не хочет показаться бедным - общественное понуждение одеваться лучше, чем в принципе позволяют доход и статус (тайцы постоянно берут в долг).

В сфере общественной гигиены дела обстоят хуже - здесь вкус к эстетике смешивается с беспечностью. Общественный сектор не принадлежит каждому, это ничейная земля, с которой можно делать все, что угодно. И все-таки города и улицы в Таиланде намного чище, чем в большинстве азиатских стран. В борьбе между желанием жить в чистоте и разгильдяйством чаще всего побеждает первое (сейчас, раньше было по-другому).

 

Понятие чести (лица) приобретает особое значение!

 

В обществе с четкой иерархической структурой и развитым ощущением статуса "личная честь" играет более важную роль, чем в эгалитарных обществах.

Тайские риджбеки также стремятся к четкой иерархической структуре и у них очень развито ощущение статуса и они будут стремиться отстаивать свою честь.

Тайцы назвают потерю чести сиа на (испорченное лицо). Последствия нередко принимают форму грубого насилия. Так как "обесчещенный" не видит другого выхода, весь свой гнев он направляет на того, кто поставил его в ужасное положение. "Обидчик" нередко становится объектом мести, иногда вплоть до убийства. Ежегодно в Таиланде совершается порядка 10 000 убийств. Большое их число совершается именно как попытка восстановить честь. Перспектива длительного тюремного заключения тайца не очень пугает, если честь его хотя бы частично будет восстановлена. Подобное поведение, разумеется, не свидетельствует о крепкой психике. Таиландские психиатры приписывают своим соотечественникам очень низкую самооценку. Вот и получается, что человек видит возможность оградить себя от дальнейших обид только в самых радикальных мерах.

Среди тайских риджбеков также много особей со слабой нервной системой, чрезмерно эмоциональных, с нестабильным темпераментом.

Понятно, что все общение между людьми нацелено на то, чтобы дать шанс другому "сохранить лицо". Осторожное обращение с "лицом" других помогает гладкому течению жизни и предотвращает конфликты - в противном случае последствия могут быть самыми плачевными. Так, в 1990 г. два сотрудника ресторана убили владельца и всю его семью за то, что он отчитал их за медлительность в работе. Чуть легче отделался немецкий инженер, который строил скоростную трассу в Бангкоке. После того как он раскритиковал своих таиландских сотрудников за низкую производительность труда, его "всего-навсего" избили так, что он очнулся в больнице.

Таец живет с "лицом" и требует к нему уважения. В большинстве случаев ему удается "сохранить лицо", т.к. у каждого возможного агрессора есть свое достойное уважения "лицо", которым он в свою очередь не хочет рисковать. Если человека все же унизят, подвергнут нападкам, оскорбят, может пролиться кровь.

Вот тут не могу не добавить: Владельцы тайских риджбеков, подумайте о своем "лице" и о гордом и очень чувствительном тайском риджбеке (у него тоже есть "лицо", хоть он и собака!), когда общаетесь с тайским риджбеком. Сколько страшных историй было на форумах! А почему? Потому что забыли, что перед вами не просто соба, а соба "с лицом", которая, уверена, готова была избежать конфликтов, но вы ей отрезали все пути.... С тайским риджбеком надо уметь выстраивать отношения и уметь читать его жесты (то бишь мысли!)

Ни праздный турист, ни деловой человек при общении с тайцами не должен забывать об этом. Ошибки, недостатки, слабости других ни в коем случае нельзя обсуждать публично, и даже высказывая критические замечания с глазу на глаз, нужно соблюдать осторожность.

(А вы про породные типы, я про комментарии к стандарту.....  )

Человек, ни разу не заставивший другого "потерять лицо", считается сильным. И это служит надежной защитой ему самому.

 (А это мне нравится! Умение избегать конфликтов с собственной собакой - признак силы, а не слабости. Как и у людей, собственно. Но наши дрессы предпочитают палку поудобнее прихватить... или удавкой и шокером попользоваться  ).

Таиландский эталон поведения в неприятных ситуациях - стоическое спокойствие, что прекрасно демоонстририуют тысячи статуй будд по всей стране. Внутренним спокойствием и уравновешенностью можно добиться большего, чем криком.

(Прекрасно сказано! Прямо для собачьих форумов!)

Мягкий, мирный Таиланд. Со страниц рекламных проспектов улыбаются нежные красавицы с глазами газели. Они рекламируют свою страну как одну из самых гармоничных и мирных на свете. Чаще всего так и есть, но, конечно, не всегда.Тайцы пытаются избежать конфликтов. Этому в первую очередь служит строго регламентированное уважительное обращение друг с другом, есть и специальный механизм примирения, напр., обезоруживающая улыбка или даже лесть. Истинные чувства свои при этом скрывают. Этикет требует вежливо обходиться с тем, кого больше всего хочется разорвать на части. (Даже когда у вас съедены новые ботинки, например). Самодисциплина ценится в Таиланде намного выше, чем в рациональной Европе, где многие считают, что честнее прямо высказать все, что у тебя на душе. В Таиланде все иначе. Здешний идеал – самообладание. Выставляющий напоказ свои чувства и эмоции в известной степени «теряет лицо» и становится уязвимым. Между «лицом» и внутренним миром человека, тщательно скрываемым, - пропасть.

(Здесь успокою будущих владельцев тайских  риджбеков – собаки не настолько коварны и не обладают таким изощренным мышлением, как человек. Но это собака, которая может за себя постоять!).

Пропасть между истинным самоощущением и тем, что нужно демонстрировать вовне, часто приводит к неадекватным реакциям – вспышкам насилия и убийствам. В Таиланде очень высокий процент убийств среди прочих преступлений! С одной стороны, бесконечная кротость, с другой – вспышки насилия. Это две стороны одной медали. Когда кротость, не выдержав внутреннего давления, лопается, наружу выходит темная агрессия. Впрочем, тайцу для агрессии нужен конкретный повод. Насилие ради насилия, которое так любят западные скинхеды, хулиганы и футбольные фанаты, в Таиланде практически неизвестно.

«Поводы» могут быть самыми разнообразными: убирают с дороги конкурентов. Киллер, как правило, стреляет с заднего сиденья мотоцикла, который исчезает в облаке пыли. Таиландское название киллеров мыпын  (рука-пистолет). Весомым «поводом» для убийства может послужить «потеря лица». Честь тайца может задеть публичное оскорбление, неверность жены, увольнение с работы, а также проигрыш в игорном притоне. О возможном последствии столь радикального средства против бесчестья – длительном тюремном заключении – при этом не думают. Будущего таиландские гангстеры не боятся -  они живут здесь и сейчас. Но и тут случаются исключения. При разбойных нападениях жертв часто устраняют, чтобы не оставлять свидетелей, которые могут испортить «лицо». Этого боятся не меньше, чем тюремного срока. Иной водитель, сбивший пешехода, предпочитает сдать назад и еще разок проехаться по телу – мертвые жаловаться не пойдут. Многие виновники наездов скрываются с места происшествия – чтобы не потерять «лицо». Кроме того, они не верят полиции, которая может начать вымогать деньги, даже если они невиновны.

Таким образом, высокие представления о «чести» и «лице» нередко приводят к преступлению. Высокий уровень насилия – вот та цена, которую в повседневной жизни нужно платить за всеобщую гармонию. Эти крайности взаимосвязаны. Не каждый выдерживает конфликт между требуемой обществом гармонией и внутренней агрессией. Последняя иногда вырывается наружу.

(Частично это утверждение касается и собак, поэтому воспитывайте их с самого нежного возраста, контролируйте их, обеспечивайте им нужное количество впечатлений и движений, стерилизуйте неплеменных собак – о пользе стерилизации см. ссылку).

Впрочем, этот внутренний конфликт может разрешится и безобидными средствами, лишь немногие тайцы склонны к активному насилию, существуют и другие способы освобождения от накопленной агрессии. Тайцы любят смотреть или участвовать в тайском боксе, женщины и дети с удовольствием смотрят фильмы о кунг-фу, герои которых крушат все, что попадается на глаза.

(Ну, а тайский риджбек просто съест хозяйские ботинки или распотрошит кресло…Успокою, на бокс тайского риджбека водить не нужно, просто гуляйте и занимайте эту умную собаку учебой или игрой).

Молодые тайцы носятся на грохочущих мотоциклах по улицам, приводя в ужас сограждан – полная противоположность тайской гармонии. А иной вообще-то мирный человек становится за рулем своего автомобиля опасным чудовищем, гоняющим пешеходов, как зайцев. Тайские водители считаются самыми непредсказуемыми в мире.

(Молодой тайский  риджбек погоняет соседских кошек, кур и соседа, если он проявил слабость…)

А теперь, внимание, господа заводчики. Не здесь ли собака зарыта – это я о нелюбви, мягко выражаясь,  тайских риджбеков к чужим прикосновениям: Читайте внимательно,
Что нельзя делать, чтобы не навлечь на себя в Таиланде неприятности (это про людей написано было…)

 

Никогда не дотрагивайтесь до головы тайца! Голова считается вместилищем души и поэтому является высшей и самой важной частью тела. Раньше даже палачи заранее просили у своих жертв прощения за то, что вынуждены «коснуться» их головы. По этой же причине до недавнего прошлого тайцы не любили жить в многоэтажных домах: Ведь там всегда кто-нибудь оказывается над головой. В домах изображения Будды помещают так, чтобы они находились выше голов. Сегодня важнее всего не дотронуться до головы. Это табу могут нарушать лишь парикмахеры, массажисты и врачи.

Никогда не переступайте через сидящих или лежащих людей, а также через еду и другие священные предметы. Ноги считаются нечистыми . Таец в подобной ситуации сделает все возможное, чтобы обойти человека и при этом согнуть колени и склонить голову, чтобы не казаться выше сидящих людей.

Не дотрагивайтесь ни до кого ногами! Ноги во всех отношениях – и физически, и духовно –противоположность голове, ноги соприкасаются с грязью, они считаются нечистыми. Касание ногой унижает человека. «Нижнее положение» ног выражает слово «айсонтин», которое можно примерно перевести как «проклятые пятки». Оно считается крепким ругательством и за него можно легко получить оплеуху.

Не пяльтесь ни на кого! Пристальный взгляд считается невежливым и часто, если он не смягчен улыбкой, даже опасным. Серьезные последствия может иметь пристальное рассматривание пьяных и накленгов, местных хулиганов, которые и без того не отличаются миролюбием. Кстати, многие накленги носят темные очки (особенно они любят очки с зеркальными стеклами), чтобы никто не заглядывал им в душу.

Вот тут как про собак написано, не обязательно тайских: пристальный взгляд для большинства животных – вызов и дерзость. Напротив, взгляд в сторону – демонстрация миролюбивых намерений. А люди обычно трактуют это с точностью до наоборот.

Люди, не бросайте на собак пристальных взглядов! Лучше, наоборот, демонстративно отвернуться – я пришел с миром.

Правда, иностранцев в Таиланде пристально рассматривают – чаще всего это простое любопытство.

Тайцы легко ранимы и оскорбить их легко! Под стоической маской тайца скрывается очень чувствительная, легко ранимая душа. (Прямо про наших собак сказано!). Так, например, водитель такси воспринимает просьбу ехать чуть медленнее не как конструктивную критику. Он решит, что его атакуют и, возможно, сильнее надавит на газ! Умный таец выскажет подобную просьбу очень осторожно, чтобы у водителя ни в коем случае не возникло чувство , что его критикуют. Пассажир, например, может сказать: « Брат (уважительное обращение), не надо из-за меня спешить, не торопись».

Обидится и торговка на рынке, если ей сказать, что связка бананов на соседнем лотке стоит на два бата дешевле. Это замечание не только не заставит ее снизить цену, напротив, она сделает обиженное лицо и проворчит что-то вроде «скупердяй». Лучше посетовать вслух, как, мол, все сегодня дорого, и правительство-то не такое, как раньше и т.д. Может быть, такую жалобу она не отнесет к себе и милостиво уступит. Прямое же замечание «Это слишком дорого»  не приведет ни к чему.

При общении с тайцами нужно очень осторожно подбирать слова, буквально следуя тому, что говорил Будда в своем учении об «истинной речи» -  речи, которая никого не должна обидеть.

Отдельный пункт это тайцы и деньги.

(это точно не про собак!)

Здесь вкратце: т айцы очень меркантильны. По количеству денег или имущества судят о достоинствах человека. Жадность, как жалуются старые монахи, вытеснила человечность и готовность помочь. Причины утраты старых ценностей можно найти в истории Таиланда. После реформ короля Чулалонгконе (к. 19 – н. 20 в.) началась стремительная европеизация страны и слом всех устоев.  Тайская элита изучала в Европе науку и технику, но не философию, на которой они базировались, и которая могла сформировать тормозящие и руководящие морально-этические принципы. Результатом стал меркантилизм чистой воды. Он оказывает сегодня гигантское воздействие на Таиланд и лишь в малой степени сдерживается буддизмом.  Родители могут продать дочерей в бордель, чтобы на вырученные деньги купить холодильник, телевизор или мопед. Полученные деньги нижние слои общества не вкладывают в собственное будущее, напр. в образование детей, ценные бумаги и пр., а немедленно тратят на приобретение предметов потребления.

 

Семья – верность на всю жизнь

(Выделенные пункты это прямо про тайских риджбеков!)

Семья, в которой вырос таец всю жизнь остается центром его жизни.

Семья имеет черты, свойственные обществу в целом. Каждый человек занимает строго определенное место в семейной иерархии. Уважение к старшим. Все прочие межчеловеческие связи находятся в тени семейных отношений и играют вторые р оли. Напр., отношения между супругами менее важны, чем отношения каждого из супругов с их родителями. «Можно иметь много мужей (или жен), - говорит таец, - но только одного отца и одну мать». Таким образом, верность тайцев семье – это в первую очередь верность по отношению к кровным родственникам. Даже собственных детей легче оставить, чем родителей. Узы с родителями связывают человека навеки.

Относительно слабы дружеские связи, которые часто сохраняются ровно столько, сколько это выгодно. Таиландские психологи называют своих соотечественников «отвязанными» одиночками,  которые завязывают лишь краткосрочные «выгодные отношения», быстро прерывающиеся, когда тому способствуют жизненные обстоятельства. Жизнь - борьба, в которой подвижному одинокому воину удобнее. Многие тайцы – прежде всего мужчины – это любящие свободу одиночки, они идут по жизни, не пуская глубоких корней. Может быть, в этом «виноват» Будда, проповедовавший не слишком привязываться к вещам и обстоятельствам? Истинно «просветленный» должен быть внутренне свободен и независим.

Преданный сын с одной стороны, и безответственный индивидуалист с другой.

 

Тайцы и фаранги

Иностранцев в Таиланде называют «фаранг». Относятся к ним с любопытством, но сдержанно. Иностранцы, даже знающие тайский язык, вступившие в брак с тайцами практически никогда не ассимилируют полностью! Даже родственники жены все равно будут воспринимать мужа дочери как иностранца. И поскольку всех иностранцев считают богатыми, то оносится к нему будут потребительски.

При контактах с тайцами следует соблюдать тайский этикет общения, т.е. разговаривать и обращаться тихо, спокойно и вежливо. И непременно с приветливой улыбкой, чтобы собеседник не встревожился. Что бы вы не говорили, начинайте с «извините меня» (кхотхот). Сразу выпалить то, ради чего ты, собственно, заговорил, считается крайне невежливым и не расположит к вам собеседника.

Не принято постукивать пальцем по плечу, привлекая к себе внимание. Лучше воскликнуть «Кхун!», что примерно означает «Эй, мой господин / госпожа».

Фаранги, несмотря на множество качеств, которыми тайцы восхищаются (честность, прямота, "богатство", знакомство со всем миром, а кроме того, они ведь представляют прогрессивный, современный Запад), так и остаются в Таиланде чужестранцами. Хотя их никто не гонит, они не вписываются в тайландскую иерархическую систему и с социальной точки зрения " не имеют положения". Это напоминает кастовую систему в Индии, в которой место человеку принадлежит от рождения, а неиндийцы автоматически становятся аутсайдерами. Возможно, в таком образе мышления тайцев сказываются пережитки индийского наследия, ведь Юго-Восточная Азия столетия находилась под влиянием индийской культуры.

Дружба с тайцем потребует от фаранга высокой приспособляемости. Фаранг должен изучить тайский "образец дружбы". Нельзя вываливать другу свои проблемы и бессмысленно ждать откровений с его стороны. По-тайски - оставить проблемы скрытыми, иначе перегруженный таиландец почувствует себя неуютно. В кругу друзей нельзя говорить ни одного плохого слова об отсутствующих знакомых, это считается "уродливостью", подлостью. Буддийское правило "истинной речи", которая никого не должна обижать, особенно соблюдается между друзьями. Тот, кто занимается ва (брюзжание, ворчание) или бон (жалобами), теряет уважение. Ошибки других нужно снисходительно не замечать, это свидетельствует об истинной силе характера. Особенно среди друзей ценится щедрость. Тот, кто делится с другими деньгами или чем-либо еще, считается тяйди (добросердечным). Фарангу придется часто запускать руку в свой кошелек и буквально содержать своих друзей.

Поскольку фаранг не вписывается в "кастовую систему" таиландского общества, тайцу сложно понять, как к нему относиться. У фаранга нет четкой роли, нет места в иерархии (кроме его властной позиции благодаря деньгам), и ведет он себя не "по-таиландски". Его уважают и презирают одновременно. При такой "бескастовости" фарангу часто выпадает незавидная роль, особенно если он имеет дело с бессовестными людьми. Грубо говоря, роль дойной коровы. Это реакция крайне потребительски ориентированного общества на "отсутствие положения" у фаранга. Сегодня главная тема в Таиланде - деньги, а вовсе не буддизм, медитация или "просветление", как частенько считают наивные туристы. Из-за этих специфически х проблем можно насчитать очень мало настоящих дружеских связей  между тайцами и фарангами. Причем, это касается и фарангов, долго проживших в стране.